Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
янь фу
Энциклопедический словарь
Янь Фу (1853-1921), китайский публицист и переводчик западноевропейских авторов (Т. Гексли, Г. Спенсера, Дж. Милля, Ш. Монтескьё и др.).
* * *
ЯНЬ ФУ - ЯНЬ ФУ (Yan Fu) (1853, Фучжоу - 27 октября 1921, там же), китайский публицист и переводчик.
После окончания в 1871 мореходного училища в Фучжоу поступил в Гринвичский военно-морской колледж. В 1913-1916 дипломатический и юридический советник канцелярии президента Юань Шикая (см. ЮАНЬ ШИКАЙ). Переводы «Эволюции и этики» Т. Г. Гексли (см. ГЕКСЛИ Томас Генри) (1895-1898), «Исследования о природе и причинах богатства народов» А. Смита (см. СМИТ Адам) (1902), «О свободе» Дж. С. Милля (см. МИЛЛЬ Джон Стюарт) (1903), «О духе законов» Ш. Л. Монтескье (см. МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи) (1909).
Большой энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Янь Юлин, Янь Цзидао. Псевдоним последних лет Юй-е Лао-жэнь ("Старец Изживающий Дикость") (1854-1921), китайский философ, знаменитый переводчик западной классики, общественный деятель, идеолог реформаторства. Родился 8 января 1854 в уезде Хоугуань провинции Фуцзянь. В 1871 окончил мореходное училище в Фучжоу. Проходя практику на военно-морском флоте, посетил Сингапур, Японию. В 1877-1879 получил высшее техническое образование в Англии, Преподавал в Бэйянском военно-морском училище и других учебных заведениях. В 1896 стал руководителем Канцелярии русского языка, готовившей переводчиков. В 1897 основал в Тяньцзине газету "Говэнь бао" ("Государственные новости"), выступавшую в поддержку реформаторского движения, экономических теорий свободной конкуренции, за конституционную монархию. После "ста дней реформ" в 1898 газета была закрыта, Янь Фу подвергся преследованиям. В 1900-1911 служил в системе просвещения, возглавлял ряд учебных заведений. В 1909 получил высшую ученую степень цзиньши, в 1911 - звание штабного офицера военно-морских сил 1-го ранга. Янь Фу не поддержал антимонархическую Синьхайскую революцию, считая республиканский строй "не соответствующим уровню знаний китайского народа". В 1913-1916 был дипломатическим и юридическим советником канцелярии президента Юань Шикая, участвовал в работе комиссии по выработке временной конституции. Умер Янь Фу в Фучжоу 27 октября 1921. Выполненные в классической манере стилистики блестящие переводы Янь Фу впервые познакомили китайское общество с сочинениями Ш.Монтескье (О духе законов), А.Смита (Исследование о природе и причинах богатства народов), Т.Гексли (Эволюция и этика), Дж.С.Милля (Система логики силлогистической и индуктивной). В публицистических сочинениях Янь Фу первым открыто выдвинул задачу национального спасения, предложил ее решение с позиций социал-дарвинистского эволюционизма. Известность ему принесло опубликование в 1895, после поражения Китая в войне с Японией, серии политико-философских статей: Лунь щи бянь чжи цзи (О стремительности перемен в мире), Юань цян (Обращение к источникам могущества, в русском переводе - Источники силы), Пи Хань (Опровержение Хань [[Юя]]), Цзю ван цзюэ лунь (Окончательное суждение [[о путях]] спасения), в которых он, порвав с конфуцианской традицией, обратился к "поиску истины на западе" (выражение Мао Цзэдуна). Признавая "государство подобным организму", а "политические мероприятия подобными растениям", Янь Фу трактовал жизнь общества в категориях борьбы за существование и естественного отбора. Источником исконной свободы государства и человека считал природу - Небо (тянь). Классическую формулу Мэн-цзы "народ первостепенно ценен... правитель - третьестепенен" Янь Фу истолковывал в духе теории "общественного договора" Ж.Ж.Руссо, объясняя возникновение правительства и аппарата подавления инициативой народа, нуждавшегося в защите, и "существованием зла". Отношения типа "государь - подданные" порождены необходимостью и отличны от свободного развития дао, но потому они и не вечны. Однако время безгосударственного самоуправления еще не настало не только в Китае, но и в "образцовых" западных государствах, где, по мнению Янь Фу, "из важных вопросов государственного значения семь десятых решает сам народ, а три десятых - правительство". Могущество Запада Янь Фу связывал с принятием и развитием там "общих принципов" (гун ли, см. гун, ли) равенства, свободы, народного суверенитета и демократии. Но "одними политическими мерами... нельзя добиться успеха в управлении [[государством]]", ибо "бедность и богатство, сила и слабость, порядок и смуты в государстве определяются физическими, умственными и нравственными качествами его народа". Поэтому государственная политика должна быть направлена на достижение трех главных целей: "развитие физических сил народа, просветление его ума и обновление его морали". Поднять моральный уровень, по Янь Фу, может лишь пробуждение любви к родине, а "для этого нужно учредить в столице парламент и повелеть по всей Поднебесной провести публичные выборы правителей уездов и областей". В последние годы жизни Янь Фу выступал за изучение конфуцианской классики, против замены литературного языка вэньяня близким к разговорному языком байхуа.
ЛИТЕРАТУРА
Источники силы; Опровержение Хань Юя. - В кн.: Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840-1898), М., 1961 Крушинский А.А. Творчество Янь Фу и проблема перевода. М., 1989 История китайской философии. М., 1989 Кобзев А.И. Китай. - В кн.: История политических и правовых учений. XIX век, М., 1993 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998
Полезные сервисы